Цитаты

 

 (сочинение по литературе)

 

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу).

 

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький).

 

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков - Щедрин).

 

Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие. (М. Твен)

 

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн). 

 

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

 

(В. Г. Белинский).

 

Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии.

 

 (Дж. Свифт).

 

 

 

Л.Н. Толстой. "Война и мир". Т 1

Вопросы для зачёта.

 

 

 

1. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

 

 

 

2. Как определил сам Л.Н. Толстой  жанр произведения «Война и мир»?

 

 

 

3. С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах?

 

 

 

4. Почему  действие романа «Война и мир» начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер?

 

 

 

5. Основные принципы разоблачения Толстым отрицательных героев.

 

 

 

6. Принципы деления Л.Н. Толстым героев на « любимых» и « нелюбимых».

 

 

 

7. Что общего и различного в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в доме Болконских в Лысых Горах по сравнению с салоном А.П. Шерер?

 

 

 

8. Готова ли русская армия к войне? Доказать.

 

 

 

9. О каких качествах Кутузова как полководца позволяет судить сцена смотра в Браунау?

 

 

 

10. Какой представлял свою роль в войне князь Андрей?

 

 

 

11. Когда и почему князь Андрей подумал: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся»?

 

 

 

 12. Роль Шенграбенского сражения в изображении истинного и ложного патриотизма.

 

 

 

13. Прокомментируйте фразу: «В Тушине Толстой открывает прекрасного человека».

 

 

 

14. Кто представлял войну «…в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами...»?

 

 

 

15. Прокомментируйте фразу: «Аустерлиц – эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей.

 

 

 

16. Какой общей мысли, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

 

 

 

 О ком сказано:

 

 

 

1. «Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными сухими чертами…с усталым, скучающим взглядом»

 

 

 

2.  «…В придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звёздах, с светлым выражением плоского лица».

 

 

 

3. «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением».

 

 

 

 4. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю.

 

 

 

  5. "...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..."

 

 

 

6. "…Шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала.

 

 

 

7.«…Поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей и ещё более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурён собою».

 

 

 

8. «…Человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден».

 

 

 

9. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями...».

 

 

 

10. « Два молодых человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. … был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица…. был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».

 

 

 

11. « Она была тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице…».

 

 

 

12. «…Была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились...».

 

 

 

13. « Ждали …,прозванную в обществе le terrible dragon , даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения».

 

 

 

14. «…Говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения».

 

 

 

15. « Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным».

 

 

 

16. «Она привыкла и любила жертвовать собой».

 

 

 

17. « Ну, вот вы, господин штабс-капитан, — обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одним чулках, встал перед вошедшим, улыбаясь не совсем естественно».

 

 

 

18. « Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов».

 

 

 

19. « Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький …с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом...».

 

 

 

20. « Красивый, молодой…, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всю силу внимания...».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н. Толстой. "Война и мир". Т 1

Вопросы для зачёта.

 

 

 

1. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?

 

 

 

2. Как определил сам Л.Н. Толстой  жанр произведения «Война и мир»?

 

 

 

3. С какими героями и в какой последовательности знакомит Толстой читателя в первых главах?

 

 

 

4. Почему  действие романа «Война и мир» начинается с описания вечера в салоне А.П. Шерер?

 

 

 

5. Основные принципы разоблачения Толстым отрицательных героев.

 

 

 

6. Принципы деления Л.Н. Толстым героев на « любимых» и « нелюбимых».

 

 

 

7. Что общего и различного в поведении гостей и хозяев на именинах у Ростовых и в доме Болконских в Лысых Горах по сравнению с салоном А.П. Шерер?

 

 

 

8. Готова ли русская армия к войне? Доказать.

 

 

 

9. О каких качествах Кутузова как полководца позволяет судить сцена смотра в Браунау?

 

 

 

10. Какой представлял свою роль в войне князь Андрей?

 

 

 

11. Когда и почему князь Андрей подумал: «Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся»?

 

 

 

 12. Роль Шенграбенского сражения в изображении истинного и ложного патриотизма.

 

 

 

13. Прокомментируйте фразу: «В Тушине Толстой открывает прекрасного человека».

 

 

 

14. Кто представлял войну «…в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами...»?

 

 

 

15. Прокомментируйте фразу: «Аустерлиц – эпоха срама и разочарований для всей России и отдельных людей.

 

 

 

16. Какой общей мысли, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?

 

 

 

 О ком сказано:

 

 

 

1. «Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными сухими чертами…с усталым, скучающим взглядом»

 

 

 

2.  «…В придворном шитом мундире, в чулках, башмаках и звёздах, с светлым выражением плоского лица».

 

 

 

3. «Быть энтузиасткой сделалось её общественным положением».

 

 

 

 4. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю.

 

 

 

  5. "...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке..."

 

 

 

6. "…Шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск бала.

 

 

 

7.«…Поражал своим необыкновенным сходством с сестрою-красавицей и ещё более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурён собою».

 

 

 

8. «…Человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден».

 

 

 

9. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями...».

 

 

 

10. « Два молодых человека, студент и офицер, друзья с детства, были одних лет и оба красивы, но не похожи друг на друга. … был высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица…. был невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица».

 

 

 

11. « Она была тоненькая, миниатюрная брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черную косою, два раза обвивавшею её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице…».

 

 

 

12. «…Была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились...».

 

 

 

13. « Ждали …,прозванную в обществе le terrible dragon , даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения».

 

 

 

14. «…Говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения».

 

 

 

15. « Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали все болезненное, худое лицо и делали его прекрасным».

 

 

 

16. «Она привыкла и любила жертвовать собой».

 

 

 

17. « Ну, вот вы, господин штабс-капитан, — обратился он к маленькому, грязному, худому артиллерийскому офицеру, который без сапог (он отдал их сушить маркитанту), в одним чулках, встал перед вошедшим, улыбаясь не совсем естественно».

 

 

 

18. « Маленький человек, с слабыми, неловкими движениями, требовал себе беспрестанно у денщика еще трубочку... выбегал вперед и из-под маленькой ручки смотрел на французов».

 

 

 

19. « Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький …с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом...».

 

 

 

20. « Красивый, молодой…, в конногвардейском мундире, в треугольной шляпе, надетой с поля, своим приятным лицом и звучным негромким голосом привлекал всю силу внимания...».

 

 

 

 

 

 

 

Л.Н.Толстой. «Война и мир». 3,4 том.

 

Вопросы для зачёта.

 

Том 3

1. В какое время происходят события?

2. Какое событие ,по Толстому,"противное человеческому разуму и всей человеческой природе"?

3. Причины исторических событий, по Толстому.

4. Почему князь Андрей "навеки потерял себя в придворном мире"?

5. О ком сказано: "Но она не могла молиться о попрании  под ноги  врагов своих, когда она за несколько минут перед этим только желала иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них"?

6. О ком сказано: "Одну половину дня...проводила у Николушки, следя за его уроками, сама давала ему уроки русского языка и музыки...другую часть дня она проводила в своей половине с книгами, старухой няней и с божьими людьми..."?

7. "Я вам пишу по-русски, мой друг, - писала ( ? ), - потому то я имею ненависть ко всем французам, равно как и к языку их, который я не могу слышать говорить".

8. В чём суть апокалиптических вычислений Пьера?

9. Описание Москвы перед нашествием; растопчинские афишки.

10. Почему Пьер решил уехать в Бородино?

11. О чём говорили князь Андрей и Пьер накануне Бородина?

12. Что увидел и что понял Пьер на батарее Раевского?.

13. Что понял раненый князь Андрей на перевязочном пункте?

14. Как вы понимаете слова Пьера "сопрягать надо"?

15. Какова роль эпизода с подводами?

16. Как Пьер попал в плен?

4 том.

1. Кто такой Платон Каратаев, какова его роль в романе-эпопеи?

2. Олицетворением чего остался навсегда Платон Каратаев в душе Пьера?

3. Как понимаете выражение "дубина народной войны"?

4. Расскажите об отряде Денисова.

5. Кто такой Тихон Щербатый?

6. Роль Пети Ростова в изображении противоестественности войны.

7. Что символизирует сон Пьера (шар из капель)?

8. Чем заканчивается описание частной жизни основных героев?

 

Преподаватель русского языка и литературы  гимназии № 157  Центрального района города Санкт-Петербурга.

 

"Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взролых к проблемам воспитания".

Честертон.